Контроль колёс на отклонение от круглости

В тех случаях когда могут быть подозрения, что шины автотранспортного средства являются причиной возникновения вибраций, необходимо иметь возможность проверить радиальное и осевое биения шины, не снимая её с автотранспортного средства.

Для того чтобы сделать возможным контроль шин был разработан новый метод измерения и технология изготовления соответствующего приспособления для комплекта инструментов 587 571.

Приспособление для инструмента

Приспособлением служит измерительное колесо с наружным диаметром 100 мм. Это измерительное колесо не является ни специальным, ни предлагаемым приспособлением, а изготавливается самомтоятельно на месте по чертежу, см. рис. 1. Измерительное колесо следует изготовить либо из алюминия, либо из целесообразной твёрдой пластмассы.

Описание выполнения работы

Новое измерительное колесо изготовьте согласно рис. 1 и, выполнив подготовительные операции, произведите контроль шин и ободьев согласно указаниям ниже.

См. также в руководстве по ремонту 00:00-01 Контроль вибраций и поиск неисправностей, а также 06:01-01 Карданный и промежуточный валы, Описание функций и выполнения работы, раздел Поиск неисправностей.

Подготовительные операции

Выполните подготовительные операции согласно руководству по ремонту, см. выше с опросом водителя, а также испытательным вождением.

Примечание: Перед испытательным вождением автотранспортного средства с пневмоподвеской произведите контроль правильности высоты уровня для вождения. Это необходимо во избежание вибраций от карданных валов из-за неправильных углов между карданными шарнирами.

Image 003

Рис. 1

Выполните вождение автотранспортного средства, чтобы шины были прогреты при контроле. Проследите за тем, чтобы воздушные вентили находились каждый на своей стороне колеса на расстоянии 180° друг от друга в автотранспортных средствах со сдвоенными колёсами.

ВНИМАНИЕ! На автотранспортных средствах, которые были неподвижны в течение длительного времени, происходит деформация шин и поэтому важно вождением прогреть их, чтобы они восстановили свою нормальную форму.

Контроль шин и ободьев

  1. Установите домкрат под мост и поднимите автотранспортное средство.

  2. При контроле колёс переднего моста установите подставки под мост. При контроле колёс заднего моста установите подставки под заднюю поперечину рамы.

    Рис. 2

    Image 007

    ! ПРЕДOCTEPEЖЕНИЕ!

    Не подпирайте передний мост или заднюю поперечину рамы подставками. Используйте их только в качестве меры безопасности.

  3. Проверьте шины на отсутствие повреждений и износа. Удалите камни из шин, если они там застряли. Удалите глину и землю с ободьев.

  4. Проверьте положение шин на ободьях.

    Линия центрирования шины должна прилегать ровно к кромке обода, как на рис.2.

  5. Произведите первый грубый контроль радиального биения шины. Используйте стойку из комплекта инструментов

    587 571, как показано на рис. 3. Вращая колесо рукой или с помощью предназначенного для этого устройства, проверьте, имеют ли место значительные изменения расстояния между плечом стойки и беговой дорожкой шины.

    Перейдите к пункту 6, если при контроле будет обнаружено радиальное биение шины.

    Примечание: Перед вращением ведущих колёс с помощью предназначенного для этого устройства демонтируйте полуоси.

    Если окажется, что шина имеет некруглость (радиальное биение), как показано на рис. 4, имеются хорошие возможности регулировкой устранить её. Если же некруглость шины, как на рис. 5, возможности удаления её регулировкой очень ограничены.

    Рис. 3

    Image 009

    Рис. 4

    Image 010

    Рис. 5

    Image 011

  6. Установите имеющийся в комплекте инструментов часовой индикатор 587 571 вместе с ранее изготовленным измерительным колесом согласно рис. 6.

  7. Произведите контроль радиального биения шины, подведя часовой индикатор с измерительным колесом до соприкосновения с беговой дорожкой шины, как показано на рис.7. От руки вращайте колесо.

    Измерение произведите в нескольких пунктах по ширине беговой дорожки. Отметьте на боковой стороне шины точку измерения, в которой радиальное отклонение наибольшее. Запишите величину в строке A протокола на последней странице.

    Примечание: В автотранспортных средствах с шинами с грубым рельефным рисунком протектора выравняйте рисунок с помощью резиновой или липкой ленты в тех случаях, когда показания часового индикатора трудно считывать из-за прыгания измерительного наконечника по беговой дорожке.

    Примечание: Радиальное биение 1,5 мм служит ориентировочной величиной. Пытайтесь всегда по возможности свести до минимума величину радиального биения.

    Рис. 6

    Image 012

    Image 013

    Рис. 7

  8. Произведите контроль осевого биения шины, подведя часовой индикатор с измерительным колесом до соприкосновения, как показано на рис. 8. От руки вращайте колесо.

    Отметьте на боковой стороне шины точку измерения, в которой осевое отклонение наибольшее. Запишите величину в строке B протокола на последней странице.

    2,0 мм служит ориентировочной величиной допустимого осевого биения.

    Примечание: Осевое биение шин имеет меньшее значение для нарушения комфорта. В тех случаях, когда осевое биение большое, это может указывать на неправильную шину.

  9. Произведите контроль радиального биения обода, см. рис. 9. Отметьте на стороне обода ту точку, в которой радиальное биение наибольшее. Запишите величину в строке C протокола на последней странице.

Рис. 8

Image 014

Image 015

Рис. 9

Регулировка шин и ободьев

Сначала выполните регулировку согласно ступени 1, а если этого недостаточно, тогда также согласно ступени 2.

Ступень 1

  1. Если максимальная замеренная величина радиального биения превышает 1,5 мм, поверните колесо так, чтобы место, в котором радиальное отклонение шины наибольшее, находилось вверху. Отверните колёсные гайки настолько, чтобы колесо осело на ступицу и затем затяните гайки.

  2. Проверьте результат.

  3. Если радиальное биение шины по- прежнему более 1,5 мм, выполните операцию согласно ступени 2.

Примечание: Радиальное биение 1,5 мм служит ориентировочной величиной. Пытайтесь всегда по возможности свести до минимума величину радиального биения.

Ступень 2

  1. Произведите согласованный монтаж шины и обода, провернув шину по отношению к ободу настолько, чтобы максимальные радиальные отклонения шины и обода оказались на расстоянии 180° друг от друга, см. рис. 10.

  2. Произведите балансировку колеса.

    Измерением определите и отметьте его высшую точку. Расположите колесо высшей точкой вверх и дайте ему осесть на ступице. Затяните гайки колеса.

    Примечание: Измерение высшей точки колеса можно произвести в балансировочном станке.

  3. Проверьте результат.

Примечание: При сдвоенном монтаже колесо, имеющее наибольшее радиальное биение, требуется установить дальше внутрь, обратив высшую точку вверх. Колесо, имеющее наименьшее радиальное биение, требуется установить дальше наружу, обратив высшую точку вниз. В этом специальном случае нет необходимости располагать вентили со сдвигом на 180° относительно друг друга.

Image 016

Рис. 10

Шасси No:....................................Дата:.............................Км:................................

Image 017

A – Радиальное биение шины B – Осевое биение шины C – Радиальное биение обода