Проверка генератора на грузовиках Скания
Scania в настоящее время располагает несколькими различными генераторами, двумя типами проводки и различными системами крепления. Имеется два типа подсоединений генератора в зависимости от электропроводки, используемой в данном двигателе:
- Мультигенератор
- Моногенератор
Наиболее простым отличием между ними служит то, что мультигенератор имеет контактный разъем с несколькими полюсами, а моногенератор подсоединяется только наконечником звонкового провода, см. рис. 1 и 2.
Это невозможно и требует большего ремонта, замены проводки двигателя и кабины. Поэтому следует всегда заказывать тот генератор, который подходит для проводки двигателя.
Подключение мультигенератора
Эти соединения используются: W = сигнал оборотов.
L = кабель заземления на лампу зарядки. 15 = сигнал управления от EMS. Для зарядки генератора, необходимо +24 В на данном соединении от EMS. Генератор выключается при заземлении этого соединения. Эти подсоединения доступны, однако Сканией не используются:
- BS = позволяет повышать напряжение.
- DFM = указывает долю используемого тока по отношению к доступному току.
Рис. 1 Пример мультигенератора, соединяется с помощью разъема
Рис.2 Пример моногенератора, подсоединяется наконечником звонкового провода около 1.
Поиск неисправностей в генераторах
Для облегчения поиска неисправностей и уменьшения количество не признанных рекламаций, бал разработан проверочный протокол, используемый в качестве помощи при поиске неисправностей. Эти проверки позволяют также определить, достаточно ли только замены регулятора.
На генераторах, имеющих рекламацию, нельзя предпринимать попытки ремонта. Разрешается только замена комплектного регулятора в генераторах Bosch (оригинал Scania).
Примечание: Регулятор на Valeo 90 A не подлежит замене, производите замену всего генератора на Mitsubishi Electric 100 A.
Примечание: Для Mitsubishi Electric 100 A имеется комплект щеток, который необходимо использовать вместо замены регулятора.
Лампа зарядки - если горит лампа зарядки, это говорит о том, что в системе есть неисправность, неисправность не обязательно в генераторе. Проверьте коды неисправности в модуле управления(Относится только к серии P, G, R и T) и выполните поиск неисправностей генератора перед тем, как будете его менять.
Не заменяйте генератор, когда он имеет неактивные коды неисправности. Коды неисправности указывают на неисправность в системе. Необходимо использовать протокол проверки на стр. 4, чтобы определить, что генератор является неисправным.
Протокол проверки
Проверка | Контроль | Одобрено | Неисправность |
1. Проверка зарядки 1a. Проверка мощности |
|
Перейдите к пункту 1b | Перейдите к пункту 2 |
1b. Проверка регулировки | 28 +/-1,0 В при 20°C | Генератор в порядке | Перейдите к пункту 3 |
2. Измерение фазы Оставьте вольтметр подсоединён ным, как выше, но переключите его в положение переменного напряжения. |
<250 мВ | Перейдите к пункту 3 | Замените генератор |
3. Длина щетки |
|
Перейдите к пункту 4 | Замените генератор или щетки. Продолжайте до пункта 4. |
4. Токосъемник и 4a. Поверхность | Поверхность должна быть ровной и глянцевой( Кроме Bosch 80A и 100A) | Перейдите к пункту 4b | Замените генератор |
4b. Сопротивление ротора между токосъемниками (при 20°C) |
|
Перейдите к пункту 3 | Замените генератор |
4С. Измерение перехода тока между токосъемниками и сердцевиной. | > 10 Ом (бесконечное) | Замените регулятор | Замените генератор |
Проверка зарядки
Примечание: Помните о том, что генератор никогда не должен работать без подключенных аккумуляторных батарей! Это может перегрузить и вывести из строя выпрямители.
Проверка зарядки включает в себя две частичные проверки: Проверку мощности и проверку регулировки. Для достижения должного результата, генератор должен храниться при температуре в 20-25°C. Более высокая температура дает более низкий ток. Проверка может выполняться без доступа к самому генератору.
Проверка мощности
1. Подключите амперметр токоизмерительными клещами и вольтметр к аккумуляторам, как показано на рисунке 3.
2. Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут. Запишите потом сколько тока он поставляет от генератора на аккумуляторы. Проверьте, чтобы напряжение не было ниже 28 В. Дайте двигателю поработать на оборотах примерно в 500 об/мин.
3. Подключите такое же измерительное оборудование к токораспределительной коробке согласно рис. 4.
Рис. 3 Подключение к аккумуляторным батареям
Рис. 4 Подключение к токораспределительной коробке
4. Поддерживайте число оборотов двигателя на значении 500 об/мин и нагрузите систему с помощью потребителей тока автомобиля согласно протоколу проверки, колонка Контрольное значение (Пример потребителей тока, см. таблицу ниже).
Добавьте к току, который Вы считали у аккумуляторных батарей, сумму нагрузки. Пример с генератором Bosch 65 A: Если Вы получили значение 10 А у аккумуляторных батарей, то необходимо только нагрузить генератор током 25 А вместо 35 A, 10 A + 25 A = 35 A
5. Дайте двигателю поработать некоторое время, в то время, как Вы осуществляете нагрузку. Прочитайте опять значение на вольтметре. Оно по-прежнему должно быть ниже 28 В.
Пример токопотребителей:
- Вентилятор салона на максимальном значении прим. 14 А
- Водяное отопление в кабине прим. 6 А Радио около 1 А
- Дальний свет около 6 А (не относится к серии P, G, R и T)
- Дополнительные фары около 6 А (не относится к серии P, G, R и T)
- Нагревание сиденья около 2,5 A (серия P, G, R, и T: около 5,5 A в положении 2)
Проверка регулировки
Выполните эту проверку в первую очередь при подозрении на чрезмерную нагрузку.
1. Пусть амперметр и вольтметр остаются подключенными к токораспределительному узлу, как показано на рисунке 4. Дайте двигателю поработать на оборотах примерно в 500 об/мин.
2. Нагрузите систему примерно в 10-20 А используя различные токопотребители.
3. Дайте двигателю немного поработать.
Регулировочное напряжение на вольтметре должно быть 28 В +/- 1,0 В при 20 °C. Для Euro 5 (не incentive) регулировочное напряжение должно быть 28 В +/- 2 В.
Примечание: Для достижения должного результата аккумуляторы должны быть полностью заряжены, т.е. обладать максимальной возможностью потребления тока на 10 А.
Если результат проверки зарядки не будет удовлетворительным, перейдите дальше к измерению фаз и к проверке щеток и токосъемников.
Измерение фазы
Оставьте вольтметр подключенным к токораспределительному узлу как показано на рис. 4, но установите его в положение напряжения переменного тока AC.
Длина щеток
Концы щеток должны быть глянцевыми и вогнутыми, чтобы они подходили к токосъемникам.
Измерьте длину щеток между концами щеток и держателем щеток согласно рис. 5.
Если длина щеток будет меньше минимального размера, регулятор или щетки требуется заменить.
При замене регулятора или щеток произведите также контроль токосъемников.
Рис. 5 Измерение длины щеток
Токосъемники
Если снять регулятор зарядки со щетками, то это облегчит доступ к токосъемникам для выполнения следующих проверок:
Поверхность
Следите за тем, чтобы поверхность токосъемных колец была ровной и глянцевой. Если она не глянцевая, это говорит о плохом контакте со щетками.
Роторное сопротивление
Сопротивление ротора измеряется между токосъемниками с помощью омметра согласно рис. 6.
Измерение перехода тока
При измерении перехода тока между токосъемниками и сердцевиной, на омметре должно быть значение бесконечности (минимум 10 МОм).
Если проверка токосъемников не дала положительного результата, то генератор следует заменить.
Рис. 6 Измерение сопротивления ротора
Выбор генератора при заказе нового генератора
При заказе нового генератора, важно, чтобы генератор можно было установить на те же крепления и подключить к той же проводке. Ниже приведена таблица того, какие имеются генераторы в качестве альтернативы. Количество ампер генератора указано в двух различных значениях: зарядка на холостых и на максимальных оборотах.
Смонтировано | Альтернатива | ||||
Генератор | Мощность | № детали | Генератор | Мощность | № детали |
Bosch N1 | 10/55 A | 1 117 252 | - | - | - |
Bosch N1 | 10/55 A | 1 105 367 | - | - | - |
Valeo | /75 A | 1 307 454 | - | - | - |
Bosch N1 | 30/65 A | 1 409 378 | Melco | 52/100 A | 1 516 176 |
Bosch N1 | 30/65 A | 1 409 380 | Melco | 52/100 A | 1 525 447 |
Valeo A14VI | 40/90 A | 1 440 768 | Melco Bosch N1 |
52/100 A 30/65 A |
1 516 176 1 409 378 |
Valeo A14VI | 40/90 A | 1 440 769 | Melco Bosch N1 |
52/100 A 30/65 A |
1 525 447 1 409 380 |
Valeo A14VI | 40/90 A | 1 448 150 | Melco | 52/100 A | 1 516 176 |
Melco | 52/100 A | 1 516 176 | Bosch N1 | 30/65 A | 1 409 378 |
Melco | 52/100 A | 1 516 316 | - | - | - |
Melco | 52/100 A | 1 525 447 | Bosch N1 | 30/65 A | 1 409 380 |
Melco | 85/150 A | 1 777 301 | - | - | - |
Bosch NCB 1 | 35/80 A | 1 475 570 | Melco | 52/100 A | 1 777 464 |
Bosch NCB 2 | 40/100 A | 1 475 569 | Melco | 52/100 A | 1 777 464 |
Bosch T1 | /120 A | 460 675 | - | - | - |
Bosch T1 | 70/140 A | 475 885 | - | - | - |
Melco L3B | 52/100 A | 1 888 010 | - | - | - |
Melco BLA | 86/100 A | 1 794 784 | - | - | - |